Пресс-релиз от 01.11.2007


ПАО «Аэрофлот»

Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» на уровне «А+», повысив прогноз рейтинга со стабильного на позитивный.

Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» на уровне «А+», повысив прогноз рейтинга со стабильного на позитивный.

Рейтинг «А+» с позитивными перспективами означает, что ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный. В перспективе можно ожидать повышения уровня кредитоспособности.

Аэрофлот является крупнейшей и наиболее известной авиакомпанией России и характеризуется высоким спросом на услуги. Доля Аэрофлота на демонстрирующем существенный рост рынке авиаперевозок по итогам 2006 года составляет 23.9%. По количеству перевезенных пассажиров на международных линиях по итогам 2006 года доля группы Аэрофлот составляет 30%, а на внутренних – 17.2%.

Аэрофлот характеризуется низким уровнем долговой нагрузки. Долговые обязательства ОАО «Аэрофлот» по-прежнему адекватно обеспечены денежными потоками и активами. Годовой денежный поток компании достаточен для осуществления выплат по кредитам и лизинговым платежам. Необходимо отметить, что согласно отчетности по МСФО, совокупный объем кредитов и займов с учетом финансовой аренды ОАО «Аэрофлот» вырос на 58.2% до $897.2 млн. Вместе с тем, несмотря на рост объема долга в абсолютном выражении, соотношение EBITDA к суммарному долгу компании по МСФО (кредиты и займы с учетом обязательств по финансовой аренде) в течение 2006 года выросло с 0.665 до 0.697, что свидетельствует о продолжающемся снижении долговой нагрузки. Отношение EBITDA к краткосрочному долгу, однако, сократилось в 2006 году до 1.84. В целом можно констатировать, что, несмотря на рост обязательств, особенно краткосрочных, денежных потоков компании по-прежнему вполне достаточно для покрытия текущих обязательств. Коэффициент Interest coverage ratio, характеризующий уровень покрытия процентов денежным потоком EBIT, в 2006 году демонстрировал рост с 9.6 по итогам 2005 года до 16.8. Объемы прибыли компании до налогообложения и выплаты процентов многократно превосходят расходы на обслуживание долга.

Уровень финансовой независимости (отношение заемных средств к собственному капиталу) согласно отчетности МСФО также находится на относительно приемлемом уровне: по итогам 2006 года он составил 1.7.

Несмотря на продолжающийся финансовый кризис многих мировых авиакомпаний, Аэрофлот продолжает демонстрировать высокую эффективность деятельности, Так, в соответствии с МСФО в 2006 году рост операционной прибыли составил 55.7% (до $377 млн.). Чистая прибыль увеличилась на 36% и составила $258.1 млн. EBITDA возросла до $515.8 млн. или на 10%. Рентабельность операционной деятельности возросла с 15.2% в 2005 году до 17.3% по итогам 2006 года. Рентабельность активов (ROA) составила 12.8%, а рентабельность собственного капитала (ROE) – 38.1%.

В 2006 году мировой и особенно российский рынок авиаперевозок демонстрировали рост. Аэрофлот успешно использовал сложившуюся конъюнктуру. В результате качественно хорошая динамика развития, как в сфере финансов, так и в сфере основной деятельности, оказывает существенную поддержку рейтингу Аэрофлота и позволяет ожидать улучшения кредитоспособности компании. Большинство производственных и финансовых показателей ОАО «Аэрофлот» продолжают увеличиваться. В 2006 году Аэрофлотом было перевезено 7290 тыс. пассажиров, что на 9.4% больше, чем в предыдущем году. При этом изменилась эффективность использования воздушного парка. Так, коэффициент пассажирской загрузки существенно увеличился - на 1.1 процентного пункта до 70.1%. По данным показателям Аэрофлот по-прежнему соответствует уровню ведущих мировых авиаперевозчиков. При этом данные января-сентября 2007 года позволяют ожидать существенного роста показателей по итогам текущего года. Так, за девять месяцев 2007 года объем пассажирских перевозок авиакомпанией составил 6211 тыс. пассажиров, что на 12.4% больше, чем было перевезено в январе-сентябре 2006 года. Рост пассажирооборота составил 11%. Процент занятости пассажирских кресел составил 71.6%. Необходимо отметить, что дальнейший рост показателей Аэрофлота во многом может быть обусловлен и активным внедрением современных информационных технологий (on-line платежи, веб-бронирование) и особенно запуском в середине 2007 года продаж электронных билетов.

Аэрофлот характеризуется высоким уровнем информационной открытости. Компания является одной из наиболее информационно-прозрачных компаний России. Информация о деятельности Аэрофлота и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другая требуемая законодательством информация регулярно публикуется в СМИ.

Среди факторов, сдерживающих рейтинговую оценку, можно отметить значительную степень износа воздушного парка. В настоящее время воздушный парк Аэрофлота в части воздушных судов российского производства по-прежнему характеризуется относительно высоким уровнем износа. Так, средний возраст Ту-134 составляет 25 лет, а Ту-154 - 19 лет. Вместе с тем, авиакомпания планомерно реализовывает свою политику по обновлению авиапарка. Так, в 2006 году было приобретено 7 воздушных судов современного поколения. В будущем компания намерена приобрести 22 самолета Airbus А-350 и 22 судна Boeing-787. В 2007-2009 годах на условиях операционного лизинга будут приобретены 4 новых Airbus A319-100 и 7 новых Airbus A320-200. Будут приобретаться и российские ближнемагистральные самолеты Sukhoi SuperJet100. В совокупности с наличием у Аэрофлота одной из лучших в России ремонтно-технических баз и высокими требованиями к профессионализму работников, эффективная политика компании во многом нивелирует влияние данного риска. Так, благодаря обновлению техники и совершенствованию оснащения судов, уровень безопасности полетов Аэрофлота в 2006 году повысился и в настоящее время составляет высокое значение в 99.965%. Кроме того, в 2006 году Аэрофлот стал первой российской авиакомпанией, прошедшей аудит эксплуатационной безопасности IATA и получившей сертификат оператора IATA Operational Safety Audit, что подтверждает способность компании выполнять все достаточно жесткие международные нормы качества и безопасности.

Тенденции последних лет свидетельствуют о существенном повышении уровня конкуренции в отрасли авиаперевозок, что также расценивается нами как фактор риска. Так, если в 2004 году Аэрофлот занимал на рынке международных пассажирских перевозок 37%, по итогам 2005 года его доля снизилась до 31%, а в 2006 году – до 30%, что было обусловлено продолжающимся ростом конкуренции. По-прежнему активно проходит экспансия иностранных авиакомпаний, увеличивших перевозки на российском рынке в 2006 году на 13.8%. Причем, как и в 2005 году рост производственных показателей иностранных авиаперевозчиков опережает темпы роста российских авиакомпаний. Повысить уровень конкурентоспособности Аэрофлота должно осуществляемое авиакомпанией обновление авиапарка, а также завершение строительства современного аэропорта Шереметьево-3.

В условиях значительного роста цен на нефть на мировых рынках на финансовое положение ОАО «Аэрофлот» сильное влияние оказывают цены на авиатопливо, затраты на которое в 2006 году составили 35.7% от издержек, что на 3.7 процентных пункта больше, чем по итогам 2005 года. Результатом этого стал рост себестоимости авиаперевозок на 6.5%. В течение срока действия рейтинга можно ожидать сохранения высокого уровня цен на нефть на фоне политической напряженности в ряде нефтедобывающих стран. Таким образом, высокий уровень расходов на авиатопливо остается важным фактором риска. В то же время его негативное влияние несколько снижается благодаря политике Аэрофлота по хеджированию данного риска и по повышению эффективности использования топлива.

Для Аэрофлота по-прежнему характерна высокая подверженность валютным рискам. Значительная часть доходов и расходов компании (например, 43% эксплуатационных расходов в 2006 году) номинированы в иностранной валюте. C одной стороны, это обуславливает сильное влияние на деятельность Аэрофлота процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом. С другой стороны, повышает подверженность рискам, связанным с валютным регулированием. При этом можно отметить, что по сравнению с 2005 годом доля эксплуатационных расходов в иностранной валюте сократилась еще на 3 п.п. Однако в целом валютная составляющая осталась на высоком уровне и оценка данного фактора по итогам анализа не изменилась.

Яндекс.Метрика