Рэнкинг региональных гарантийных фондов по итогам 2015 года

Рейтинговое агентство AK&M представляет очередной рэнкинг гарантийных организаций субъектов инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации. Сравнительный анализ выполнен по итогам 2015 года. 

По традиции, в качестве основной исходной информации были использованы данные, предоставленные непосредственно самими гарантийными организациями, выразившими свое согласие на участие в официально публикуемом рэнкинге AK&M. Кроме того, Агентство воспользовалось дополнительной информацией, полученной из открытых источников (Росстат, Банк России и др.).

В соответствии со сложившейся методологией сравнительного анализа в качества инструмента ранжирования РА AK&M использовало интегральный критерий оценки, учитывающий не только эффективность деятельности фондов по привлечению внебюджетных ресурсов для финансирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, но и уровень потенциальных рисков, связанных с возможной потерей ликвидности или нарушением финансовой устойчивости гарантийной организации.

Деятельность российских гарантийных фондов в 2015 году протекала на фоне продолжающейся стагнации сегмента малого и среднего предпринимательства, обусловленной ухудшением общей макроэкономической ситуации. Одним из характерных признаков затянувшегося спада явилось сокращение объема кредитования малого бизнеса на 9,3% при одновременном росте просроченной задолженности почти в 2 раза (с 8,0% до 14,8%).

Указанный фактор, пусть и не в столь явной форме, нашел свое отражение и в результатах работы гарантийных организаций. Так, консолидированный размер портфеля поручительств участников рэнкинга сократился за год более чем на 7%. Средневзвешенная убыточность, как индикатор материализованной просрочки, выросла за тот же период с 3,8% до 4,9%. Правда, она по-прежнему находится на почтительном удалении от предельной границы, установленной регулятором.

Мультипликатор гарантийного капитала продолжил в истекшем году свое плавное падение, составив по выборке всего 108% против 121% годом ранее, засвидетельствовав тем самым крайне низкую эффективность использования бюджетных ресурсов в интересах поддержи субъектов малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на потерю части депозитных вкладов рядом гарантийных фондов вследствие продолжающейся расчистки банковского сектора России, общая капитализация участников рэнкинга выросла почти на 5% как за счет полученной прибыли, так и в результате поддержки со стороны региональных бюджетов. Впрочем, некоторые гарантийные организации еще не списали с баланса средства, размещенные в лишившихся лицензий кредитных институтах, в силу чего отмеченный рост носит в известном смысле иллюзорный характер.

Агентство не питает особых надежд на кардинальное улучшение ситуации в 2016 году. Тем не менее, оно с большим оптимизмом отмечает меры, принимаемые властными структурами для укрепления одной из неотъемлемых частей российской экономики, в т.ч. подписание Федерального закона №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», разработку Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, создание АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Упомянутая госструктура в числе прочих задач призвана способствовать расширению масштабов деятельности региональных гарантийных организаций, в т.ч. путем выдачи контргарантий, а также участия в предоставлении синдицированных поручительств.  

 

Рэнкинг гарантийных фондов

(по итогам 2015 года)

Место в рэн-
кинге
Регион Региональная гарантийная организация (фонд) Интегральны