Пресс-релиз от 30.12.2013


Курская область

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» присвоило Курской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале «А+» со стабильным прогнозом.

Рейтинг «А+» означает, что Курская область относится к категории субъектов Российской Федерации с очень высокой степенью кредитоспособности, характеризующейся незначительным риском несвоевременного выполнения обязательств.

Кредитный рейтинг региона в первую очередь отражает сравнительно низкий уровень государственного долга Курской области, рост операционных доходов бюджета, приемлемый уровень основных экономических показателей.

Государственный долг Курской области на 01.01.2012 составлял 3 662 млн руб., или 8,1% от доходов консолидированного бюджета. Последний показатель являлся одним из наилучших среди регионов Центрального федерального округа России, суммарная долговая нагрузка которого находилась на уровне 17%. На 01.12.2013 размер госдолга области сократился на 22% и составил 2 846 млн руб. При этом регион полностью погасил кредиты, предоставленные кредитными организациями. На указанную дату долговые обязательства Курской области ограничивались бюджетными кредитами и государственными гарантиями. Приемлемая структура государственного долга обуславливает низкую стоимость обслуживания обязательств. По итогам 2012 года она составила всего 2,56% от среднего размера долга, что почти в три раза меньше аналогичного показателя по Центральному федеральному округу.

Бюджетные доходы региона в целом демонстрируют устойчивый рост. Доходы консолидированного бюджета по итогам 2012 года составили 45,2 млрд руб., увеличившись на 7,8% по отношению к предыдущему году. Аналогичную динамику роста продемонстрировали и операционные доходы бюджета. В качестве позитивного фактора Агентство также отмечает рост доли налоговых поступлений в структуре консолидированных доходов области. За период 2010-2013 гг. она выросла с 64% до 71%. Размер налогов и других доходов в федеральный бюджет в 2012 году увеличился в 1,7 раза, покрыв почти 70% безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы России.

Исполнение бюджета за последние 3 года составило 100,7% (доходная часть), что свидетельствует о хорошей бюджетной дисциплине региона. По итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минфином России, Курская область входит в ограниченный круг субъектов РФ с высоким качеством управления региональными финансами.

Экономику Курской области можно характеризовать как устойчиво развивающуюся. Совокупный индекс промышленного производства за период 2008-2012 гг. составил 113,2% (Российская Федерация – 106,1%, ЦФО – 108,0%). Валовый региональный продукт (ВРП) Курской области в 2012 году вырос на 8,4% и достиг величины 233,3 млрд руб. По предварительным оценкам, подобная динамика сохранится и в 2013 году. При этом отмечается хорошая отраслевая диверсификация экономики – максимальная доля основных отраслей в валовом региональном продукте не превышает 20%. Вместе с тем, по величине ВРП на душу населения (с учетом паритета покупательной способности) регион еще отстает от Российской Федерации и Центрального федерального округа. Это отставание отчасти компенсируется высоким уровнем соотношения доходов и потребительских расходов населения, превышающим аналогичный общероссийский индикатор.

К позитивным рейтинговым факторам следует также отнести положительное сальдо внешнеторговых операций и  доминирование в числе внешнеторговых партнеров стран бывшего СНГ, включая членов Таможенного Союза.

Ежегодные исследования относительной кредитоспособности регионов, проводимые ЗАО «Рейтинговое агентство АК&М», также свидетельствуют об умеренно высоком уровне кредитоспособности Курской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. По итогам 2012 года по интегрированному уровню относительной кредитоспособности регион находился на 27 месте среди 83 субъектов РФ. При этом с 2009 года область поднялась в соответствующем рэнкинге AK&M на 13 позиций. Из остальных 17 субъектов Центрального федерального округа область по относительной кредитоспособности (2012 год) уступала только Москве, Московской, Владимирской и Липецкой областям. При этом разность в значениях интегрального уровня относительной кредитоспособности по сравнению с двумя последними регионами находилась в рамках стандартных статистических и методологических погрешностей.

Рейтинг субъекта Федерации ограничивается такими факторами, как дефицитность бюджета по итогам 2011 и 2012 гг., а также некоторое замедление темпов роста экономики.

В 2010 году консолидированный бюджет был исполнен с профицитом в 1,544 млрд руб. (4,2% от консолидированных доходов). По итогам 2011 и 2012 гг., напротив, был зафиксирован дефицит бюджета в размере 2,092 и 0,811 млрд руб. (5,0% и 1,8% от доходной части). По состоянию на 01.12.2013 профицит бюджета равнялся 0,266 млрд руб., однако, учитывая финансовые итоги конца 2011 и 2012 гг., следует ожидать отрицательного бюджетного баланса и в 2013 году, что приведет к необходимости привлечения дополнительных кредитных ресурсов для его финансирования.

Индекс промышленного производства в Курской области по итогам 9 мес. 2013 г. составил всего 100,02%, (в 2011 и 2012 гг. – 105,3%). При этом доля убыточных предприятий выросла с 24,5% до 31,7%. Основными причинами временной стагнации стали снижение добычи полезных ископаемых, обусловленное капремонтом и переоборудованием на Михайловском горнообогатительном комбинате, и уменьшение выработки электроэнергии Курской АЭС в связи с более длительными остановками энергоблоков на плановые ремонты и модернизацию.

К факторам риска Агентство также относит возможное сокращение безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет области, в том числе  в связи с замораживанием тарифов естественных монополий и неопределенность со сроками и объемами пополнения федерального бюджета в результате деофшоризации экономики и сокращения расходов госкорпораций. Это может привести к росту заимствований и увеличению долгового давления на бюджет региона.

Курская область является субъектом Российской Федерации, расположена на юге европейской части России и входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр – город Курск. В 2011 году регион обеспечил 0,52% ВВП России.

Данный пресс-релиз подготовлен на основе Отчета о присвоении рейтинга кредитоспособности Курской области.

Рейтинг кредитоспособности, а также любая информация и выводы, содержащиеся в пресс-релизе, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке/продаже долговых ценных бумаг или предоставлению региону заемных средств.

ЗАО «Рейтинговое агентство AK&M» не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.

ЗАО «Рейтинговое агентство АК&М» является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности – 1993 год. ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M» аккредитовано Министерством финансов Российской Федерации (приказ №452 от 17 сентября 2010 года).

Рейтинги ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M» признаны ЦБ РФ (в качестве условия для доступа к беззалоговому кредитованию – Положение 323-П), ВЭБ (в качестве условия для получения субординированных кредитов) и МСП Банком (в качестве условия для работы по программе кредитования  малого и среднего бизнеса), РОСНАНО (в качестве условия отбора банков для оказания услуг РКО проектным компаниям в рамках инвестиционных проектов), ММВБ (в качестве условия для включения облигаций в базу расчета корпоративного и муниципального индексов, а также включения облигаций в листинг), признаны Постановлением Правительства РФ в качестве условия для рекапитализации банков. Кроме того, ЗАО «Рейтинговое агентство АК&М» получило признание АИЖК, а также аккредитовано СРО «Национальная фондовая ассоциация».

 

Москва, ул. Губкина, 3
ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M»
www.akmrating.ru
Аналитик: Хибухин А.В.
Тел: (495) 916-70-30, Факс: (499) 132-69-18

Яндекс.Метрика