Пресс-релиз от 30.12.2011


«Главная дорога» (ОАО)

Рейтинговое агентство AK&M присвоило ОАО «Главная дорога» кредитный рейтинг по национальной шкале: «А» с позитивным прогнозом.

Рейтинг «А» означает, что ОАО «Главная дорога» относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий, вероятность реструктуризации долга или его части минимальна.

ОАО «Главная дорога» – компания специального назначения (SPV), единственным предметом деятельности которой является реализация проекта строительства и эксплуатации платной дороги «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск» (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской до федеральной автомобильной дороги М-1). Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. В рамках проекта заключено концессионное соглашение сроком 30 лет, в котором ОАО «Главная дорога» выступает концессионером, Российская Федерация (Федеральное дорожное агентство) – концедентом (далее – концессионное соглашение). Общая стоимость строительства автодороги (чистые капитальные затраты) с учетом НДС составляет 25,5 млрд. руб. Финансирование проекта осуществляется за счет заемных средств, привлекаемых посредством облигационных займов, а также за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Строительство дороги осуществляется с 2010 года. В 2010 году в развитие проекта инвестировано 1,1 млрд. руб. (в том числе 287 млн. руб. за счет Инвестиционного фонда РФ), в 2011 году, по предварительным оценкам, - около 8 млрд. руб. Выполнен соответствующий объем строительных работ. Часть ранее произведенных заимствований уже погашена. Текущая задолженность ОАО «Главная дорога» составляет 8 млрд. руб. – по находящемуся в обращении облигационному займу серии 4-03 (установленные по этому займу на 2011 год купонные платежи исполнены своевременно).

Одним из ключевых факторов поддержки высокой рейтинговой оценки является фактическое наличие государственных гарантий. Условия концессионного соглашения государства с ОАО «Главная дорога» предусматривают полную компенсацию основной суммы долга и процентных платежей по эмитируемым облигационным займам со стороны государства в случае расторжения концессионного соглашения, в том числе в случае дефолта концессионера. Обязательства по облигациям будут исполнены даже в случае незапланированных негативных изменений в проекте и его реализации, в том числе в условиях значительного ухудшения финансовых показателей проекта.

Необходимо также отметить участие в финансировании проекта со стороны государства. Существенная часть объема финансирования строительства автодороги (11 млрд. руб.) осуществляется за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Общая доля государственной поддержки проекта без учета госгарантий составляет более 30%. Финансовое участие государства в проекте можно расценивать как положительный фактор. Государственная поддержка позволяет реализовать проект с коммерческой выгодой, а контроль  за реализацией проекта со стороны надзорных органов повышает защищенность инвесторов.

Все расходы на обслуживание и погашение обязательств в достаточной мере обеспечены положительными денежными потоками. Так, минимальное значение прогнозируемого коэффициента покрытия долга (денежные потоки, доступные для обслуживания долга, отнесенные к соответствующим расходам на обслуживание и выплату основной части долга) с учетом средств резервного счета и текущих денежных средств составит 1,6 в 2014 году, при этом среднее значение в течение всего периода проекта равняется 4,26. Таким образом, прогнозных денежных потоков, рассчитанных в финансовой модели проекта, достаточно для обслуживания и погашения обязательств.

Прогнозная динамика платежей по обязательствам свидетельствует об отсутствии существенных пиковых долговых нагрузок. Для снижения нагрузок в периоды основных выплат при реализации проекта будет использоваться резервный счет для обслуживания долга, на который предварительно зачисляются свободные денежные средства для использования их в целях погашения долговых обязательств и процентов по ним. Выпущенные облигации (кроме двух краткосрочных выпусков, выкупаемых на стадии строительства акционерами) будут линейно амортизироваться в течение последних 8 лет обращения бумаг. Проведенный анализ графика выплат свидетельствует о достаточной равномерности формирования средств для погашения долга при отсутствии пиковых выплат. График погашения сбалансирован с денежными потоками и обладает высокой степенью устойчивости.

Анализ эффективности проекта свидетельствует о высоком уровне доходности по проекту. Внутренняя норма доходности (IRR) на средства акционеров составляет 27%, внутренняя доходность после уплаты налогов до выплат по долгам равняется около 17%. Это достаточно высокие значения, свидетельствующие о значительной эффективности и высоком потенциале проекта.

На высокую рейтинговую оценку в значительной мере повлияли низкие риски, связанные непосредственно со строительством и эксплуатацией автодороги, что обусловлено условиями концессионного соглашения и проводимой в рамках реализации проекта политикой риск-менеджмента. Договоры на строительство с генеральным подрядчиком заключаются в фиксированных ценах, что позитивно отражается на оценке рисков в части риска роста затрат. При этом параметры роста расходов запланированы на достаточно консервативном уровне. Контроль за качеством и условиями эксплуатации четко регламентирован по срокам, мероприятиям и формам. Позитивным фактором является и заложенная в условия соглашения возможность получения концессионером компенсации от концедента или продления сроков строительства в случае негативного изменения законодательства, выявления геологических рисков, необходимости изменения проектной документации и прочих подобных существенных изменений, не связанных с деятельностью концессионера, а также наличие гибкого механизма изменения параметров и условий эксплуатации и строительства дороги.
Поддержку высокой рейтинговой оценке запланированной эмиссии оказывает высокая квалификация участников консорциума по строительству платной автодороги. Участие в проекте зарубежных компаний ALPINE BAU, BRISA-Auto-estradas de Portugal и FCC, обладающих значительным опытом в строительстве и эксплуатации платных автодорог в Европе и характеризующихся существенной ресурсной базой, значительно снижает технические и проектные риски. ООО «Стройгазконсалтинг», специализирующееся на крупных строительных проектах в России, также характеризуется наличием необходимых качеств для эффективной реализации проекта. Участие в проекте ОАО «Газпромбанк» и УК «Лидер» обеспечивает проекту поддержку в построении финансовой деятельности и организации финансирования.

Существенным фактором, сдерживающим рейтинговую оценку, является риск снижения доходов от запланированного уровня, прежде всего из-за более низкого уровня спроса со стороны пользователей автодороги. В целом имеющиеся прогнозы темпов роста и динамики объемов трафика можно расценивать как реалистичные. Однако в условиях отсутствия аналогов прогнозирование движения на платной дороге в России несколько затруднено, что обуславливает высокий уровень неопределенности доходов компании в части данной составляющей. Достаточно высокий уровень предложенных в рамках концессионного соглашения тарифов также может негативно отразиться на спросе на услуги платной автодороги.

Проект характеризуется достаточно высокой потребностью в заемных средствах. Необходимый объем совокупного финансирования строительства автодороги (объем инвестиций с учетом капитальных, финансовых и прочих затрат) составляет 32,4 млрд. руб. Более 60% необходимого финансирования для строительства будет получено в виде заемных средств с помощью эмиссии шести облигационных займов (в том числе двух краткосрочных и одного долгосрочного, выкупаемых акционерами). Максимальный объем долга будет накоплен к концу 2012 г., когда величина основных обязательств достигнет 21,2 млрд. руб. Суммарные выплаты по долгу составят около 42 млрд. руб. Коэффициент финансовой независимости компании (доля заемных средств в активах) в случае выполнения прогнозируемых финансовых показателей до 2028 г. будет находиться в пределах 35-45%. Таким образом, в структуре баланса на долю заемных средств будет приходиться существенная часть источников активов, следовательно, обязательства компании не будут покрыты собственными средствами. Вместе с тем, учитывая параметры проекта и условия финансирования, подобное соотношение можно считать приемлемым даже для консервативных инвесторов, а значительную долю заемных средств в активах - оправданной.

Фактором риска выступает высокая неопределенность стоимости обслуживания облигационных займов. По краткосрочному облигационному займу серии 4-05, выкупаемому акционерами, планируемая ставка составит до 4% + ставка рефинансирования ЦБ РФ, по основным источниками средств - трем размещаемым на рынке выпусками и долгосрочному выпуску, выкупаемому акционерами, согласно параметрам выпусков, ставка будет рассчитываться главным образом по формуле уровень инфляции плюс ? прироста ВВП РФ в предшествующий выплате купона год. Таким образом, параметры определения ставки по эмитируемым ценным бумагам напрямую зависят от уровня инфляции и ВВП в длительном прогнозном периоде. Слабая предсказуемость макроэкономических параметров в долгосрочной перспективе предопределяет неопределенность стоимости обслуживания обязательств. При этом можно ожидать, что в ближайшие годы уровень доходности по облигациям будет достаточно высоким, однако в дальнейшем по мере снижения уровня инфляции и выхода экономики России на траекторию равномерного роста доходность и расходы на текущее обслуживание долга снизятся.

ОАО «Главная дорога» является компанией специального назначения (Special Purpose Vehicle),созданной 13.11.2007 консорциумом компаний ALPINE BAU (Австрия), BRISA-Auto-estradas de Portugal (Португалия), FCC (Испания), УК ЛИДЕР, ООО «Стройгазконсалтинг», и ОАО «Газпромбанк» для строительства нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М1. 5 августа 2009 года было заключено Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с Федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск», между Российской Федерацией, с одной стороны и Открытым акционерным обществом «Главная дорога», с другой стороны.

Аудитор ОАО «Главная дорога» - ООО «Консультационно-аудиторская фирма «Деловая Перспектива», Основной государственный регистрационный номер 1027700305588, ИНН 7710160379, лицензия Министерства финансов РФ на осуществление аудиторской деятельности №Е 004799 от 1 августа 2003 года. 
ООО «Консультационно-аудиторская фирма «Деловая Перспектива» является членом саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» с 12.11.2009 г., свидетельство о членстве № 871-ю. Основной регистрационный номер в Реестре аудиторов и аудиторских организаций 10305003677.

Данный пресс-релиз подготовлен на основе Отчета о присвоении рейтинга кредитоспособности ОАО «Главная дорога».
Кредитный рейтинг, а также любая информация и выводы, содержащиеся в пресс-релизе, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке-продаже ценных бумаг или предоставлению компании заемных средств.
Рейтинговое агентство AK&M не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.
Рейтинговое агентство АК&М является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности – 1993 год.
Рейтинговое агентство АК&M аккредитовано Министерством финансов Российской Федерации (приказ №452 от 17 сентября 2010 года).
Рейтинги АК&M признаны ЦБ РФ (в качестве условия для доступа к беззалоговому кредитованию – Положение 323-П), ВЭБ (в качестве условия для получения субординированных кредитов) и МСП Банком (в качестве условия для работы по программе кредитования малого и среднего бизнеса), РОСНАНО (в качестве условия отбора банков для оказания услуг РКО проектным компаниям в рамках инвестиционных проектов),ММВБ (в качестве условия для включения облигаций в базу расчета корпоративного и муниципального индексов, а также включения облигаций в листинг), признаны Постановлением Правительства РФ в качестве условия для рекапитализации банков. Кроме того Рейтинговое агентство АК&М получило признание АИЖК, а также аккредитовано СРО «Национальная фондовая ассоциация».


Москва, ул. Губкина, 3
ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M»
www.akmrating.ru
Аналитик: Чумаченко А.Г.
Тел: (495) 916-70-30, Факс: (499) 132-69-18

Яндекс.Метрика