Пресс-релиз от 03.10.2005


«Аэрофлот – российские авиалинии» (ОАО)

Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» по национальной шкале на уровне «А+» со стабильными перспективами.

Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» по национальной шкале на уровне «А+» со стабильными перспективами.

Рейтинг «А+» со стабильными перспективами означает, что ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный. В перспективе уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне.

Среди факторов, повышающих оценку кредитоспособности компании, остаются невысокий уровень долговой нагрузки, динамичное развитие компании, высокий спрос на услуги, высокие значения и позитивная динамика показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности, высокая степень информационной прозрачности.

При этом сохраняется ряд факторов риска, среди которых: значительная степень износа авиапарка, сильная зависимость от цен на топливо, заметные валютные риски

Аэрофлот является крупнейшей и наиболее известной авиакомпанией России и характеризуется высоким спросом на услуги. Его доля на растущем рынке авиаперевозок по пассажирообороту по итогам 2004 года составляет 25.3%. Компания осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях. По пассажирообороту на международных линиях по итогам 2004 года доля Аэрофлота составляет 37%, а на внутренних – 12.3%. Приоритетным направлением деятельности являются международные пассажирские перевозки. Услуги по перевозке пассажиров на международных авиационных линиях приносят компании более 60% суммарных доходов.

Компания характеризуется низким уровнем долговой нагрузки. Долговые обязательства ОАО «Аэрофлот» по-прежнему адекватно обеспечены денежными потоками и активами компании. Годовой денежный поток достаточен для осуществления выплат по кредитам и лизинговым платежам. Анализ показателей, характеризующих ликвидность баланса ОАО «Аэрофлот», в свою очередь позволяет сделать вывод, что у компании не наблюдается дефицита оборотных активов для покрытия краткосрочных обязательств, причем динамика коэффициентов ликвидности положительна.

Среди позитивных факторов следует также назвать сохранение тенденции к сокращению объема обязательств на фоне роста активов и доходов. Так, суммарный объем всех обязательств ОАО «Аэрофлот» без учета лизинговых платежей в 2004 году уменьшился на 13.47% и на начало 2005 года составил 7.9 млрд. руб. Объем активов компании при этом вырос на 19% до 24.3 млрд. руб.

Коэффициент Interest coverage ratio, характеризующий уровень покрытия процентов денежным потоком EBIT, также демонстрирует устойчивую тенденцию к улучшению. По итогам 2004 года отношение EBIT к процентам к уплате составило – 102.1, против 37.7 в 2003 году.

Компания демонстрирует высокую эффективность деятельности, причем по итогам 2004 года наблюдается улучшение большинства характеристик. Показатели рентабельности и оборачиваемости компании находятся на достаточно высоком уровне. Общая рентабельность отчетного периода в 2004 году составила 14.7% и выросла на 3.4 п.п., а рентабельность активов равнялась 28.4% (+8.2 п.п.).

К благоприятным факторам для компании можно отнести высокие значения и сохранение позитивной динамики коэффициента оборачиваемости капитала и коэффициентов оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.

В 2004 году балансовая и чистая прибыль ОАО «Аэрофлот» по РСБУ увеличились по сравнению с предыдущим годом на 50.4% и 59.4% соответственно.

Вместе с тем, определенные опасения вызывают финансовые итоги I полугодия 2005 года, которые характеризовались снижением показателей рентабельности и уменьшением доходов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, балансовая прибыль и чистая прибыль сократились на 27.4% и 21.4% соответственно. Общая рентабельность отчетного периода сократилась с 16.61% до 10.59%. Кроме того, Аэрофлот планирует по итогам 2005 года увеличение выручки на 18.9% при снижении балансовой и чистой прибыли на 20.3% и 21.7% соответственно.

Аэрофлот в последние годы демонстрирует динамичное развитие. В 2004 году Аэрофлотом было перевезено 6590.1 тыс. пассажиров, что на 12.8% больше, чем в предыдущем году. Объемы перевозок грузов и почты увеличились на 27.4% и составили 145.5 тыс. тонн. При этом несколько изменилась эффективность использования воздушного парка. Уровень коммерческой загрузки вырос по сравнению с 2003 годом на 1.1 процентный пункт и по итогам 2004 года составил 58.1%, однако коэффициент пассажирской загрузки, в отличие от предыдущего года, за счет внутренних перевозок снизился на 0.5 процентного пункта до 68.9%. По данным показателям Аэрофлот по-прежнему соответствует уровню ведущих мировых авиаперевозчиков. При этом, несмотря на разнонаправленную динамику ряда показателей, в целом мы отмечаем повышение темпов развития по сравнению с данными анализа на момент первоначального присвоения рейтинга в июле 2004 года.

Компания характеризуется высоким уровнем информационной открытости. Аэрофлот является одной из наиболее информационно-прозрачных компаний России. Информация о деятельности компании и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другая требуемая законодательством информация регулярно публикуется в СМИ. При этом необходимо отметить высокое качество и информативность раскрываемых отчетов. Кроме того, Аэрофлот продолжает проводить активную работу по повышению уровня корпоративной культуры, что позволяет рассчитывать, что открытость компании в дальнейшем будет выше. Таким образом, влияние данного фактора мы сохраняем на прежнем уровне.

Среди факторов, сдерживающих рейтинговую оценку, можно отметить высокую степень износа воздушного парка. В настоящее время воздушный парк компании по-прежнему характеризуется достаточно высоким уровнем износа. Так, средний возраст Ту-134 составляет 25 лет, а Ил-86 - 17 лет.. Кроме того, многие суда отечественного производства не удовлетворяют современным требованиям по уровню шума моторов, вступающим в Европе в силу с 2006 года (это относится, прежде всего, к Ту-154), и по некоторым другим характеристикам.

Такая ситуация повышает риски снижения доходов за счет выбытия самолетов или ограничения полетов в Европу. Вместе с тем, проводимая политика обновления парка в 2004 году привела к улучшению показателей уровня износа флота и повышению эффективности основной деятельности, что приводит к снижению указанных рисков. Так, по итогам 2004 года уже более 40% полетов совершается на самолетах нового поколения.

На финансовое положение ОАО «Аэрофлот» по-прежнему сильное влияние оказывают цены на топливо. Компания в значительной степени зависима от цен на топливо, затраты на которое в 2004 году составили 26.1% от издержек (в 2003 году эта величина равнялась 20.6%). Учитывая, что рост цен во многом определяется повышением цены на нефть, можно предположить, что в дальнейшем, по крайней мере, в 2005 году, рост цен на топливо продолжится. В то же время негативное влияние данного фактора несколько снижается благодаря политике Аэрофлота по хеджированию данного риска путем заключения контрактов с фиксированной ценой и через использование рынка производных финансовых инструментов. Однако сохранение динамики роста цен и продолжающееся повышение влияния расходов на топливо на финансовые результаты компании приводит к повышению нашей оценки степени негативного влияния данного риска.

Для Аэрофлота характерна высокая подверженность валютным рискам. Компания использует импортное оборудование и самолеты, а также работает во многих странах мира, вследствие чего использует в своей деятельности различные мировые валюты. Часть доходов и расходов компании номинированы в иностранной валюте. C одной стороны, это обуславливает сильное влияние на деятельность компании процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом. С другой стороны, повышает подверженность рискам, связанным с валютным регулированием. При этом можно отметить, что по сравнению с 2003 годом доля эксплуатационных расходов в иностранной валюте сократилась на 5.4 п.п. Однако в целом валютная составляющая осталась на высоком уровне и оценка данного фактора по итогам повторного анализа не изменилась.

Яндекс.Метрика