Пресс-релиз от 02.08.2004


«Аэрофлот – российские авиалинии» (ОАО)

Рейтинговый центр «АК&М» присвоил ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» рейтинг кредитоспособности по национальной шкале «А+» со стабильными перспективами.

Рейтинговый центр «АК&М» присвоил ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» рейтинг кредитоспособности по национальной шкале «А+» со стабильными перспективами.

Рейтинг «А+» со стабильными перспективами означает, что ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный. В перспективе уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне.

Аэрофлот является крупнейшей и наиболее известной авиакомпанией России. Его доля на рынке авиаперевозок по итогам 2003 года составляет 25.6%. Компания осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях. По пассажирообороту на международных линиях по итогам 2003 года доля Аэрофлота составляет 39.9%, а на внутренних - 11.3%. Приоритетным направлением деятельности являются международные пассажирские перевозки. Услуги по перевозке пассажиров на международных авиационных линиях приносят компании более 50% суммарных доходов.

Основными факторами, которые лежат в основе высокой оценки кредитоспособности ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», являются низкий уровень долговой нагрузки, высокая эффективность финансово-хозяйственной деятельности, динамичное развитие, информационная открытость компании.

Среди факторов риска следует назвать высокий износ воздушного парка, сильную зависимость от цен топливо, значительные валютные риски.

Факторы, повышающие рейтинг

Низкий уровень долговой нагрузки. В настоящее время долговые обязательства ОАО «Аэрофлот» обеспечены денежными потоками и активами компании. Годовой денежный поток достаточен для осуществления выплат по кредитам и лизинговым платежам. Анализ показателей, характеризующих ликвидность баланса ОАО «Аэрофлот», в свою очередь позволяет сделать вывод, что у компании не наблюдается значительного дефицита ликвидных оборотных активов для покрытия краткосрочных обязательств.

Среди позитивных факторов следует также назвать наблюдаемую тенденцию к сокращению объема обязательств на фоне роста активов и доходов.

Высокая эффективность деятельности. Показатели рентабельности и оборачиваемости компании являются одними из самых высоких в отрасли. Общая рентабельность отчетного периода составила 11.3%, а рентабельность активов - 19.5% (в 5.1 раза выше, чем по отрасли «транспорт»).

К благоприятным факторам можно отнести высокие значения и позитивную динамику коэффициента оборачиваемости капитала и коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности.

В 2003 году балансовая и чистая прибыль ОАО «Аэрофлот» по РСБУ увеличились по сравнению с предыдущим годом на 23.4% и 24.4% соответственно. По IAS чистая прибыль компании в 2003 году выросла на 41.8% и составила $126.7 млн.

Анализ конъюнктуры рынка авиаперевозок, характеризующегося растущим спросом, и перспектив развития Аэрофлота позволяют с большой долей вероятности утверждать, что тенденция к росту доходов компании сохранится и в будущем.

Динамичное развитие. Большинство производственных и финансовых показателей ОАО «Аэрофлот» демонстрируют рост. В 2003 году Аэрофлотом было перевезено 5843.5 тыс. пассажиров, что на 6.5% больше, чем в предыдущем году. Объемы перевозок грузов и почты увеличились на 4.3% и составили 114.2 тыс. тонн. Кроме того, повысилась эффективность использования воздушного парка. Уровень пассажирской и коммерческой загрузки в 2003 году вырос по сравнению с 2002 годом на 1 процентный пункт и 0.6 процентного пункта соответственно и составил 69.4% и 57.0%. По данным показателям Аэрофлот соответствует уровню ведущих мировых авиаперевозчиков.

Информационная открытость. Аэрофлот является одной из наиболее информационно открытых компаний России. Сведения о деятельности компании и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другая требуемая законодательством информация регулярно публикуется в СМИ. При этом необходимо отметить высокое качество и информативность раскрываемых отчетов. Кроме того, Аэрофлот проводит активную работу по повышению уровня корпоративной культуры, что позволяет рассчитывать, что открытость компании в дальнейшем будет еще выше.

Факторы, способствующие понижению рейтинговой оценки

Высокая степень износа воздушного парка. В настоящее время воздушный парк компании характеризуется высоким уровнем износа. Только 10 отечественных самолетов авиакомпании были получены после 1989 года, а часть самолетов введена в эксплуатацию еще в 70-х годах. Кроме того, самолеты Ту-154, осуществляющие часть среднемагистральных перевозок, попадают под действие запрета полетов с 2006 года в Европу в связи с тем, что уровень шума их моторов превышает установленные нормативы. Такая ситуация повышает риски снижения доходов за счет выбытия самолетов или ограничения полетов в Европу. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время Аэрофлот реализует ряд программ по обновлению парка и повышению эффективности основной деятельности, в результате чего указанные риски снижаются.

Сильная зависимость от цен на топливо. Компания в значительной степени зависима от цен на топливо, затраты на которое в 2003 году составили 20.6% от издержек. Учитывая, что рост цен во многом определяется повышением цен на нефть, можно предположить, что в дальнейшем, по крайней мере, в 2004 году, рост цен на топливо продолжится. В то же время негативное влияние данного фактора несколько снижается благодаря политике Аэрофлота по хеджированию данного риска путем заключения контрактов с фиксированной ценой и через использование рынка производных финансовых инструментов.

Валютные риски. Для Аэрофлота характерна высокая подверженность валютным рискам. Компания использует импортное оборудование и самолеты, а также работает во многих странах мира, вследствие чего использует в своей деятельности различные мировые валюты. Часть доходов и расходов компании номинированы в иностранной валюте. Это обуславливает сильное влияние на деятельность компании процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом, а также повышает подверженность рискам, связанным с валютным регулированием.

Яндекс.Метрика